?

Log in

No account? Create an account
Share Next Entry
Об одном «неприличном» слове…
крест
sovsemneneo
Сразу отмечу, «неприличное» взято в кавычки. Слово вполне себе приличное и часто используемое. И даже жизненно необходимое. Однако, из-за того, что оно постоянно дискредитируется, его редко употребляют в «приличных» (тоже в кавычках) компаниях. Среди молодежи, например, оно вообще не пользуется популярностью. Кроме того, к нему периодически прилипают всякие обидные эпитеты. Например, «грязное дело»… Догадались? Правильно. Слово это: «политика». Кхм! Политика!

Нет-нет! Никакой агитации! Никаких «за», «против», «анти», и прочих «доколе!» Хочу сказать только 2 простые вещи:


  1. Зачем это слово все же надо использовать и почему без него всем будет плохо.

  2. Почему она стала «грязным делом» и почему такое определение не совсем корректно.

Итак.


Зачем использовать?

Участие в политической жизни страны – гражданский долг. Ни больше, ни меньше. Если вам не безразлично в какой стране жить, в какой стране будут жить ваши дети, что вообще с этой страной происходит, то ваш долг – как минимум, высказывать свое мнение. На митингах, демонстрациях и, разумеется, выборах. А как максимум – определять векторы развития государства. Не поверите, но это можно делать.

Что-что? ТАМ все давно решено за нас? Ну, это не так однозначно…

Нет времени? Бывает…

Не понятно, что там вообще происходит? Ох, как я вас понимаю…

Однако. Все же. Надо находить время. И надо разбираться, что же там все-таки происходит. А также понимать, что политически активное общество – это сила, с которой будет считаться любая власть. Как во всем этом разбираться, кому верить и как влиять – отдельные темы.

Почему же будет плохо?

Неучастие в политической жизни является актом самоустранения от принятия решений, т.е. от ответственности. Это патернализм – вера, что за вас все решат и сделают. Но это плохая вера. Мировые события последних лет наглядно показывают, к чему она приводит.

За вас решают тогда, когда вы самоустраняетесь от принятия решений. Очевидно, что в этом случае решить могут не так, как надо вам. Если же народ (именно народ, т.е. большинство населения) в какой-либо форме заявляет ту или иную позицию, то так или иначе, криво-косо, но власть вынуждена будет это учитывать и подстраиваться под народные чаяния.

Почему «грязное дело»?

«Политика» - от греческого πολιτικός, где πολι (поли) – множество, τόκος (токос) – интерес. Т.е. «интерес  большинства». А интерес большинства – это сила и мощная энергия. Другими словами (определение известного политолога): политика – это управление общественными энергиями. Выявляя превалирующие общественные энергии и беря их под контроль, политики приобретают огромные возможности. Разумеется, ради таких возможностей разгорается нешуточная борьба, в которой применяются не всегда благонадежные методы. Вот и прилипает разного рода грязь.

Тем не менее, на этом политика не заканчивается и не это – не использование грязных методов в борьбе за власть – ее основная характеристика. Но в интересах гражданина делать ее чище. Возможно же это только при непосредственном участии в политической жизни. И не обязательно становится депутатом (хотя это никто не запрещает) – достаточно быть гражданином.

Поэтому, политика – это не «грязное дело», а наиважнейшее дело человека, думающего о будущем. Наравне с семьей, работой, личностным развитием и пр. Потому что образ государства, в котором вы хотите жить, должен формироваться вами – представителем его народа.

Как обещал – никакой агитации. Только попытка актуализировать это «неприличное» слово.

Конечно, не все так просто. Возникает множество вопросов: а как этой политикой «заниматься», как что-то понять, как не попасться на разрушительную пропаганду (кстати, еще одно несправедливо оплеванное слово) и как вообще на что-то влиять? Обо всем этом, надеюсь, в следующих статьях.

P.S. В Древней Греции людей, живущих в отрыве от общественной жизни и не участвовавших в общих собраниях граждан полиса (и других формах государственного управления) почему-то называли простым лаконичным словом – «идиотус»…


  • 1

Есть пару не стыковок и шероховатостей.

1. Мем "грязное дело" активно навязывается властью, например известный мультик про Петровича. Управлять активным обществом сложно, его активность может выплеснутся против решения правительства и попытаться его скинуть. Вот власть и пытается оградить себя от через-чур активного населения.

2. Перевести с греческого политика, как «интерес большинства» очень оригинальный подход. Попахивает натягиванием совы на глобус, тут надо или расписать почему ты такое определение вводишь, или придерживаться более привычного перевода.

P.S. с точки зрения классовой теории, в современном буржуазном государстве есть два класса. Первый - это правящий класс буржуазии, он и так находится в политики. Второй - это рабочий класс, отстранены от политики и эксплуатируемый при помощи государственного аппарата в пользу капиталистов. Вот и получается что в депутатах и министрах у нас сплошные бизнесмены, а для работяг политика преподносится как "грязное дело". И единственный результат появления "активного гражданского общества" из рядовых граждан - революция и смена власти. Вместо капиталистов, к власти придут рабочие, те самые ставшие активными граждане.


Re: Есть пару не стыковок и шероховатостей.

1. О том и речь. Это как раз была попытка мотивировать к активности.

2. Дык родимая википедия о том говорит: "πολιτικός , где πολι (поли) означает множество, а τόκος (токос) — интерес". Возможно, не "интерес большинства", а что-то вроде "множество интересов", но тоже вытекающее из какого-то большинства. К тому же, никто не запрещает навязать этому большинству нужные интересы. В любом случае, это была только лишь подводка к "управлению общественными энергиями".

3 аки PS. Революция и смена власти - это если быстро. Но как-то и времена уже другие, и последствия непредсказуемые... А других вариантов нет? Например, разогреть этот рабочий класс и направить его на путь конструктивных требований к власти. А там, глядишь, часть властьимущих призадумается, кто-то к старости патриотизмом заболеет, с президентом повезет - и, глядишь, референдум -> смена конституции -> объявление официальной идеологии и мы в СССР 2.0. :)

Re: Есть пару не стыковок и шероховатостей.

1. этот мем распространяют не только у нас, но и в США например. Посмотри например свежий сериал "Карточный домик"

2. множество интересов вполне себе адекватный перевод, хотя этот интерес есть не у всех. Собственно сам термин появился в Греции, где несколько сот граждан решали множество своих интересов демократическим путем. Все остальные не граждане вынуждены были подчинятся, само собой их эти интересы тоже касались но были не в их пользу. Собственно у нас все та же картина - буржуи свои интересы решают в правительстве, а правительство их интересы воплощает, за счет не буржуев ;-)

3. Революция - это качественный скачек, все что преобразуется медленно называется эволюцией. Если смена власти не является качественным - то это не революция, как в Хохланде, нет там качественного изменения правительства. А то что ты предлагаешь, называется евро коммунизм.
Теория должна подтверждаться на практике, где смогли построить социалистическое государство путем референдума?

Полностью поддерживаю тезис "Участие в политической жизни страны – гражданский долг". Беркут вот не захотел в определённый момент проявить политическую волю, а ждал приказа.
Про "идиотуса" не знал, спасибо!

Edited at 2015-06-13 02:33 pm (UTC)

Беркут винить не в чем. Они могли бы проявить политическую волю только будучи не при исполнении, переодевшись в гражданскую и выйдя на какой-нибудь антимайдан. Иначе - это анархия, когда милиция действует не по приказу, а начинает проявлять "политическую волю".

Не надо путать гражданский долг и служебный. В одном случае собственное мировоззрение, а во втором присяга и клятва служить Родине.

Определение и сущность политики.

Внесу свои "пять копеек":
"ПОЛИТИКА
(греч. πολιτικός – государственный, от πόλις – гос-во) – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое существенное в П. – это "устройство государственной власти" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 19, с. 98); "...политика есть участие в делах государства, н а п р а в л е н и е государства, определение форм, задач, содержания деятельности г о с у д а р с т в а..." (Ленинский сб. XXI, 1933, с. 14). Содержание П. определяется интересами данного класса или союза классов. Любая обществ. проблема приобретает политич. характер, если ее решение, прямо или опосредованно связано с проблемой власти (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 360).
Неразрывная связь человека и П. – такова аксиома античной политич. мысли. Человек – существо политическое – этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политич. концепций древности. Для Аристотеля задача изучения политич. институтов состояла в том, чтобы найти форму, наиболее соответствующую политич. природе человека и целям общежития. Характерная черта политич. мышления античности – переплетение умозрит. схем с конкретным изучением существующих политич. институтов и политич. практики. "Политика" Аристотеля опирается на анализ гос. строя и политич. жизни более полутораста гос-в, а П. рассматривалась им прежде всего как практич. наука об искусстве управления". - Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. С сайта "http://dic.academic.ru".
Все-таки слово "политика" первоначально произошло от слова "полис" (античный город-государство).
В значительной степени содержание политики определяется интересами социальных страт, это верно. Но кроме интересов у социальных общностей есть еще и идеальные представления, заложенные в соответствующий "культурный код", "социокультурнную матрицу". О чем ни в Википедии, ни в советских словарях и энцикллопедиях - ни слова. "Интересы" и требовании социокультурной матрицы могут вступить в жесточайшее противоречие. При этом наибольшая напряженность общественной энергии связана именно с требованиями, залолженными в социокультурном коде, а не в "интересах". Тому есть масса исторических подтверждений. Говоря о политике как об управлении общественными энергиями "один известный политик" (насколько я понимаю имеется в виду Кургинян) говорит именно об этом. А наша элита как от чумы бежит от идеального...

  • 1